Созданный Жаком Ленуаром газовый двигатель, хоть и имел очень маленький коэффициент полезного действия, удачно продавался и сделал изобретателя богатым человеком. Продажа его двигателей сопровождалась шумной рекламой и многочисленными газетными публикациями.

И вскоре известие о технологическом прорыве докатились до немецкого городка Кёльна. В городе в это время в небольшой торговой лавке работал продавец Николаус Отто, который задумал создать универсальный газовый двигатель, с которым бы не смог больше соперничать паровой. Взяв за основу изобретение Ленуара, спустя 15 лет ему удалось создать четырехтактный газовый двигатель.

Созданный Отто рабочий цикл — это основа работы всех современных двигателей. Но тогда у мотора все же было много недостатков: тихоходность, большая масса, перебои в работе и износ механизмов, а также очень большой резервуар для хранения газа. Двигатель такой конструкции не подходил для установки на автомобили, но широко распространился на крупных предприятиях и заводах.

В 1864 году Отто удалось заинтересовать своим изобретением Йогена Лангена — богатого человека, в союзе с которым он организовал компанию «Отто и Ко». Уже спустя три года им удалось представить миру «Кёльнский моторчик», который победил в состязании на экономичность. С этого момента началась эпоха процветания фирмы, которая преобразовалась в «Акционерное общество газомоторной фабрики Отто-Дойтс». Впоследствии в этой фирме работали Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах (позже они создали собственные фирмы и внесли большой вклад в создание двигателей внутреннего сгорания, работающего на жидком топливе).

Николаус Отто сильно подорвал свое здоровье из-за бесконечных судебных исков по обвинению в плагиате, которые подавали на него конкуренты. Создатель основы современного четырехтактного двигателя умер в 1891 году.