Спортивные автомобили 70-80-ых и 90-ых — венец автомобильного производства. Обладать такой техникой хотел каждый второй, а прокатиться на ней хотя бы раз — каждый первый. Агрессивный внешний вид, недостижимая скорость — главные атрибуты спортивных моделей. Еще одной отличительной чертой целого направления в дизайне стали скрытые фары. Их история началась задолго до популяризации в автомобилестроении мира.
Впервые в мире скрытые фары были презентованы в 1936 году.
В 1924 году Эррет Лобан Корд предложил свои услуги компании из штата Индиана Auburn, дела которой шли не очень. Корд взялся поставить компанию на ноги.
Маленькая фирма быстро набрала оборот и Корд стал ее владельцем. На заводах Auburn Automobilie было организовано производство автомобилей марки Cord — роскошные по дизайну и с новейшими технологическими решениями. Владелец компании считал, что залог успеха — это инновации, но на практике это срабатывало не всегда. Сегодня все автомобили, учитывая их возраст и дизайн 20-ых годов, ретро-классика и безусловно привлекут внимание на любой выставке. Но даже в момент выпуска, автомобили Cord поражали воображение.
В 1929 году автомобильная компания выпустила на рынок модель L-29 — первый американский переднеприводный автомобиль.
Модель оснащалась рядным 8-цилиндровым двигателем Auburm, мощностью 125 л.с. и трехступенчатой КПП. Увеличенный вес автомобиля — 2100 килограмм, не давали ему разгоняться больше 130 км/ч, что было меньше, чему у более дешевых моделей Auburn. На тот момент стоимость автомобиля составляла 3000 долларов и была доступна состоятельным гражданам. Гангстеры полюбили автомобиль за его скорость и маневренность — он легко уходил в погонях от полицейских машин. Приборная панель была усеяна непривычными датчиками: датчик температуры воды, масла, показатель давления масла, насыщенность зажигания.
Модель L-29 выпускалась в разных кузовах, но общее количество проданных автомобилей остановилось на отметке 4400 штук. Причиной стала Великая Депрессия.
В 1934 году Аугуст Дюзенберг стал руководителем проекта новой модели. Новый Корд много взял из авиадизайна. Идея скрывающихся фар подхватили у самолетов Stinson, дверные петли спрятали, чтобы сгладить внешнюю аэродинамику, крылья имели форму поплавков, как на гидропланах.
Модель Cord 810 решили выпустить, чтобы спасти от банкротства компанию и хотели представить на Нью-Йоркском автошоу в 1935 году. К сожалению, удача не способствовала модели. На разработку Cord 810 ушло почти четыре месяца, чего явно было недостаточно. Чтобы получить разрешение на участие в выставке, автокомпания должна была представить 100 экземпляров.
Инженеры не укладывались в сроки и выставочные образцы были без трансмиссии. Но уникальный дизайн сделал свое дело — уже на выставке появились первые клиенты, которые сделали заказы автомобиля. Технические инновации делали автомобиль желанной игрушкой. Внешний вид сильно отличался от того, к чему привыкли на дорогах.
Автомобиль оснащался регулируемыми стеклоочистителями, скрывающимися в крылья фарами, несущим кузовом, необычной решеткой радиатора. Разработчики убрали привычную решетку радиатора, вдоль капота ставили стальные ребра — «лувры». Крышу автомобиля делали из семи отдельных элементов. Дорожный просвет достаточно низкий — 270 миллиметров, подножки решили не ставить.
Двигатель для Cord 810 изготавливали на фирме Lycoming V8, мощностью 125 л.с. Это позволило разгонять автомобиль до 152 км/ч. Позже на автомобиль ставили еще и компрессорную версию с выведенными наружу трубами в гофрированных рукавах. Полуавтоматическую КПП установили перед двигателем, что отличало модель от других автомобилей. КПП оказалась практически автоматической, со сложным электропневматическим переключением. Рычаг переключения скоростей вывели на рулевую колонку. Барабанные тормоза оснащались вакуумным усилителем — новейшей разработкой того времени.
Нью-Йоркский автосалон прошел в ноябре 1935 году, Cord 810 произвел фурор и получил заказы на новый автомобиль. Покупатели ожидали получить новинку к рождеству 1935 года.
Автомобиль планировалось запустить в производство в августе 35-ого года, но к этому сроку не успели, завод переоценил свои возможности. К рождеству заказчики получили только масштабные модели своих будущих автомобилей, что не могло не подпортить репутацию Auburn. Дальше пошло не лучше. Когда собранные автомобили стали доставлять новым владельцам, стали вылазить косяки по технической части, нередко очень серьезные. Мотор перегревался, алюминиевые головки двигателя из-за этого трескались. Коробка передач срабатывала не так быстро, как хотелось, еще и иногда на ходу переключалась в положение нейтралки. Шрусы часто выходили из строя, ломались. Такое положение дел привело к тому, что многие стали отказываться от своих заказов, автомобиль получил славу ненадежного.
Чтобы спасти положение, руководство Auburn, решило обновить модель и с учетом ошибок создают Cord 812. На этот автомобиль установили двигатель с механическим компрессором наддува. Внешне этот тип двигателя можно определить по выходящим из боковин капота трубам. Двигатель с наддувом стал мощнее и выдавал от 170 до 190 л.с., с максимальной скоростью 180 км/ч. Автомобиль выпускали в шести кузовах — седанах и кабриолетах. К сожалению, модернизация не спасла компанию. Появление новой модели отсрочило фиаско автокомпании на два года. Auburn выпустила 2320 автомобилей и по решению суда стала несостоятельной. 7 августа 1937 года последний Cord сошел с конвейера и компания закрылась. Один из автомобилей фирмы Cord сегодня можно увидеть в музее современного искусства в Нью-Йорке.
В 1954 году марка Cord получила шанс на возрождение: права на марку приобретает Гленн Прей.
Спустя десять лет он предлагает сотрудничество инженеру Гордону Бьюригу — проектировщику 810 модели. В итоге получилась уменьшенная копия Cord 812, с некоторыми изменениями во внешности. Кузов изготовили из стеклопластика, двигатель позаимствовали у Шевроле, переднюю подвеску у Ситроена.
Но общество не заинтересовалось новинкой и в течение трех лет были проданы менее 100 машин.
Несмотря на провальную судьбу Cord, он вошел в историю своим уникальным дизайном и передовыми техническими решениями, которые задавали тон всему автопрому двадцатого века.
More Stories
Cord.
Хонда Аккорд. Пятое поколение.
Хонда Аккорд. Четвертое поколение.