Несмотря на значительные коррозионные износы и разрушения отдельных деталей, после 8—10 лет эксплуатации автомобилей в кузовах ВАЗ большое число деталей находятся в удовлетворительном техническом состоянии, т. е. с недоиспользованным ресурсом. К таким деталям относятся крыша, боковины, передние, задние и центральные стойки, двери, крышка багажника, капот, различные усилители, поперечины, лонжероны, задняя часть пола салона и др.
Неравномерная коррозионная стойкость, а также аварийные повреждения не всей площади панелей, а лишь какой-то их части, вызвали необходимость разработать комплекс таких мер, которые обеспечили бы восстановление работоспособности кузовов с достаточной степенью их надежности.
Одним из направлений в комплексе таких мер выбран метод ремонта кузовов с применением ремонтных вставок.
Номенклатуру и потребность в ремонтных вставках для восстановления кузовов определяли на основе анализа статистических данных, которые получены при исследовании 921 кузова, отремонтированных на СТО регионов Поволжья и Украины [50,51]. Номенклатура деталей, подверженных характерным и наиболее часто повторяющимся видам повреждений, включает 31 наименование (на эти детали приходится около половины массы металла всего кузова).
1234595775_1В исследуемых кузовах встречались самые разнообразные повреждения: от небольших вмятин и разрывов на отдельных участках до сложных перекосов каркаса кузова; от налета и точечной коррозии на лицевых поверхностях до сквозной — по порогам, щитку передка, полу салона и крыльям.
С учетом сложности количественной оценки каждого вида разрушений все состояния исследуемых деталей оценивались по следующим качественным уровням: 1 — деталь не имеет повреждений металла; 2 — деталь повреждена, но ее форму и размеры можно восстановить правкой; 3 — деталь имеет сквозные коррозионные или аварийные разрушения части поверхности, но ее можно восстановить заменой лишь поврежденной ее части; 4 — деталь разрушена настолько, что ее восстановить невозможно.
В ходе исследования особое внимание уделено кузовам, поступившим в ремонт с разрушениями отдельных участков, так как значительная часть поверхности деталей у таких кузовов находится в хорошем техническом состоянии.
После анализа таких повреждений признано целесообразным:
восстановить первоначальную форму и геометрические размеры крыльев заменой их части;
пол топливного бака заменить на новый, если все фланцевые соединения поражены сплошной коррозией, нижняя часть пола имеет сквозное разрушение, кроме того, масса детали незначительная — 0,47 кг, а толщина листа составляет всего 0,7 мм;
пол багажника и пол салона восстановить с использованием ремонтных вставок, поскольку трудоемкость замены этих деталей и их массы значительны — 4,56 и 20,7 чел.ч; 4,2 и 23,0 кг соответственно.
С учетом данных примеров вся номенклатура деталей (табл. 2.1—2.3) рассматривалась по степени разрушения, т. е. по размерам отдельных участков, достигших предельного состояния, и технологической возможности восстановления кузовных деталей методом ремонтных вставок.
восстановление кузова ваз методом полной или частичной замены деталейЛинии отделения поврежденных участков деталей от неповрежденных выбирали так, чтобы они не пересекали трудноформируемые профили, были минимальными по длине и образовывали такую форму ремонтной детали, которая легко устанавливалась бы на предназначенное ей место и не искажала бы геометрической формы и размеров основных деталей.
Схемы выделения ремонтных деталей (РД) для замены поврежденных участков в деталях пола кузова, передних и задних дверей, пола багажника и панели передка боковой показаны на рис. 2.8.
В номенклатуру ремонтных вставок не включены такие детали, которые на своей поверхности не имеют четко выраженных границ разрушений, имеют высокую степень повреждений или малые толщину металла и массу изделия: крыша кузова, крышка багажника, капот, а также пол топливного бака, пол запасного колеса, лонжерон заднего пола, площадка аккумуляторной батареи и др.
Номенклатура деталей кузова, подлежащих восстановлению частичной заменой, приведена в табл. 2.6. Там же показаны участки деталей, которые подвержены наиболее сильным разрушениям и которые рекомендуется восстанавливать с применением ремонтных вставок (заштрихованы).
1234595928_1Данные о числе деталей, подлежащих восстановлению частичной заменой, с расчетом потребности ремонтных вставок на восстановление 100 кузовов, приведены в табл. 2.7.
Разработка технологии восстановления кузовов методом частичной замены включала следующие этапы.
восстановление кузова ваз методом полной или частичной замены деталей1. Анализ отечественного и зарубежного опыта ремонта кузовов с использованием ремонтных деталей.
2. Проведение исследовательских и опытноэкспериментальных работ (анализ мест и степени повреждений кузовных деталей в зависимости от аварийных и коррозионных разрушений; определение номенклатуры, размеров и форм ремонтных вставок).
3. Разработка технологии восстановления кузовов с использованием ремонтных вставок [52, 531]
4. Разработка конструкции и изготовление специального оборудования и инструмента (сварочного аппарата для сварки тонколистового металла в среде защитного газа СВАП-01, специальных приспособлений для прошивки отверстий и формования кромок, комплектов фасонных плит, молотков, оправок и различных правочных рычагов и прижимов) [54, 55, 56].
Разработка и утверждение в Государственном комитете Совета Министров СССР цен на ремонтные вставки (дополнение к прейскуранту № 086 А) и цен за ремонтные работы (дополнение к прейскуранту № Б—50, часть II).
Восстановление и испытание кузовов на соответствие требованиям отраслевых и международных стандартов на жесткость (изгиб, кручение), усталостную прочность и надежность (дорожные испытания и фронтальный удар).
Разработка, согласование в Госстандарте СССР и утверждение в Минавтопроме СССР технических условий «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов и кузовных деталей легковых автомобилей на предприятиях автотехобслуживания» [57].
Правомерность установки ремонтных вставок подтверждается серией испытаний, которые проведены на Волжском автомобильном заводе и полигоне НАМИ Министерства автомобильной промышленности [58].
Общая схема установки ремонтных вставок на кузовах автомобилей ВАЗ-2101, -21011, -2103, -2106, -2105, -2107 показана на рис. 2.9.
Состав основных технологических операций, обеспечивающих восстановление работоспособности кузовов легковых автомобилей методом замены поврежденного участка, приведен в табл. 2.8.
Покажем на примерах передних и задних крыльев, арки заднего колеса и панели передка боковой технологию восстановления кузова методами частичной или полной замены. Общими для всех этих деталей являются операции по предварительному снятию и установке после ремонта деталей, препятствующих рихтовочным, сварочным и окрасочным работам.
Заменять кузовные детали можно только в том случае, если поврежденные детали неремонтнопригодны, т. е. если их нельзя восстановить правкой, рихтовкой или частичной заменой.
При замене крыла переднего автомобилей ВАЗ-2101, -2102, -21011, -2103, -2106, -2105, -2104 и -2107 должны быть выполнены следующие операции.
1234596125_11. Отсоединить заменяемое крыло. Для этого необходимо:
высверлить точки сварки в соединении переднего крыла
с брызговиком и усилителя боковой панели с брызговиком и щитком передка (рис. 2.10); при этом используют дрель типа ИП-1019, сверло твердосплавное типа 2300—3897 или зенкер цельный типа 2300—0001, очки типа ЗН8-72 БЦ, перчатки;
срубить крыло по линиям, указанным штриховой линией на рис. 2.11, для чего применяют пневмомолоток типа КМП-24М с комплектом зубил или зубило типа 67.7851—9503 и молоток, средства защиты те же;
отсоединить крыло (рис. 2.10, 2.11), используя молоток типа 7850—0103, зубило типа 67.7851—9505, рычаг типа 51.1982—6995, а также упомянутые средства защиты.
2. Установить крыло, для чего проделать следующие операции:
удалить оставшийся металл по линиям отсоединения крыла
пневмомолотком типа КМП-24М с комплектом зубил, кусачками типа 7814—0127 или клещами типа KC-I80, используя названные выше средства защиты;
отрихтовать деформированные кромки деталей, сопрягаемые с заменяемым крылом (инструмент выбрать по каталогу «Рихто-вочный инструмент», средства защиты те же) 159);

зачистить до металла корродированные участки панелей и привариваемые кромки сопрягаемых деталей, применяя шлифовальную машину типа 602.210.004 ВАЗ или торцешлифовальную машину типа 602.370.104 ВАЗ, щетку или круг типа 80×3, 2×10 14А 40-Н СтЗ БУ 80 мс 2 кл А, или диск типа 2x 178×22 14А 16-П Б А, а также названные средства защиты;
проколоть или просверлить отверстия диаметром 5 мм в привариваемых кромках крыла (рис. 2.12) шагом 40—50 мм, новогоусилителя боковой панели (—5301216217) шагом 30—40 мм; для этого используют линейку, дырокол типа 67.7814—9505 или дрель типа ИП-1019, или сверлильную машину типа 602.116.004 ВАЗ, сверло диаметром 5 мм, средства защиты те же; перед установкой крыла необходимо проверить защиту сварных соединений, закрываемых крылом; загерметизировать сварные швы мастикой типа 51-Г-7, Д4-А (ТУ 6.01.680—76);
восстановление кузова ваз методом полной или частичной замены деталейвосстановление кузова ваз методом полной или частичной замены деталейустановить крыло на место и закрепить с сопрягаемыми деталями (рис. 2.12), использовать клещи типа 02—7814—4041, 02—7814—4042, перчатки типа ТУ 17 РСФСР 13-2279—80;
навесить временно переднюю дверь и капот, подогнать крыло согласно требованиям ТУ 37.001.1131—83, инструмент выбрать по каталогу «Рихтовочный инструмент», применять штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1, ударную отвертку типа 02.7810—4018, а также упомянутые средства защиты;
прихватить крыло точками к сопрягаемым деталям в местах, указанных на рис. 2.13; для этого необходимы горелка типа Г2 или ГЗ с наконечником № 1 или № 2, припой Л63 или Л68, или ЛНКМц диаметром 2—3 мм (ГОСТ 1066—80*), бура техническая; очки типа ЗН8-72 Г-2, перчатки типа ТУ 17 РСФСР 5248—71;
снять временно установленные капот и переднюю дверь, используя те же инструмент и средства защиты, что и при установке; приварить переднее крыло к сопрягаемым деталям точками по выполненным отверстиям с применением полуавтомата типа «А-547У» или «Кемпомат — 163С», щитка сварщика типа НН-Э-105, проволоки 0,8 Св-08ГС-0 или Св-08Г2С-0, перчаток типа ТУ 17 РСФСР 5248—71; режим сварки выбирают в соответствии с рекомендациями по эксплуатации сварочного полуавтомата.
3. Установить и подогнать по проемам капот и переднюю дверь (инструмент и средства защиты те же, что и при временной установке).
4. Подготовить отремонтированный кузов к окраске и антикор-
розионной обработке согласно требованиям ТУ 37.001.1131—83.
5. Предъявить кузов ОТК.
Работы надлежит выполнять в соответствии с требованиями ССБТ сРемонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности» и инструкции по безопасности труда: 10005.37.10136—75 — для сварщиков, 41005.37.101.256—73 — для жестянщиков.
Для замены крыла переднего или заднего серийного металлического на съемное пластмассовое [601 необходимо предварительно снять и после замены переднего крыла установить: аккумуляторную батарею, топливный бак, передний бампер, фару, подфарник, боковой указатель поворотов.
1234596258_1
При замене заднего крыла надо отсоединить клемму аккумуляторной батареи, снять задний бампер, топливный бак, задний фонарь, катафот, крышку люка заливной горловины (для правого крыла).
Работы надлежит выполнять в соответствии с требованиями ССБТ tРемонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности» и инструкций по безопасности труда 37.101.7072—78 для слесарей, 41005.37.101.256—73 для жестянщиков, 37.101.7122—79 для маляров.
Чтобы выполнить указанную замену, необходимо осуществить следующие операции.
1. Отсоединить заменяемое крыло (переднее или заднее), для чего снять переднюю дверь и капот для переднего крыла или крышку багажника для заднего, используя ударную отвертку типа 0.2.7814—4018, молоток типа 7850—0118 или пневматический молоток типа КМП-24М с набором сменного инструмента, ключ 12×13 типа 7811—0007, крестообразную отвертку типа 2А, перчатки типа ТУ 17 РСФСР 13-2279—80;
срубить крыло по штриховым линиям, показанным на рис. 2.14; для этого применяют пневматический молоток и перчатки, упомянутые выше, или зубило типа 67.7851—9503 и молоток типа 7850—0118, очки типа ЗН8—72 БУ;
удалить оставшийся металл с кромок деталей, сопрягаемых с крылом клещами типа КС-180, молотком и зубилом (см. выше), средства защиты те же;
отрихтовать и зачистить кромки и корродированные участки сопрягаемых деталей; инструмент необходимо подобрать по каталогу сРихтовочный инструмент», использовать шлифовальную машинку типа 602.210.004 ВАЗ, круг типа 80×3, 2×10 14А 40—Н СТЗ Б У 80 мс 2 кл А, средства защиты те же.
2. Подготовить крыло пластмассовое к устанозке:
снять облой по периметру крыла, пользуясь шлифовальной машиной типа 602.370.104 ВАЗ, диском шлифовальным гипа 2 178×22 14А 16-П Б А, респиратором, перчатками (см. операцию 1);
восстановление кузова ваз методом полной или частичной замены деталейвосстановление кузова ваз методом полной или частичной замены деталейвосстановление кузова ваз методом полной или частичной замены деталейразметить и просверлить отверстия на кромках и фланцах крыла в соответствии со схемой, показанной на рис. 2.15 или 2.16. Диаметр сверла подобрать по табл. 2.9 (рис. 2.17) для переднего крыла и табл.2.10 (рис. 2.18) — для заднего; для этого исполь-96 вуют линейку-300, пневмодрель типа ИП-1011, сверла диаметром 2,5; 5 и 6 мм, средства защиты — см. операцию 1.
3. Установить крыло (переднее или заднее):
временно установить снятые детали кузова подгонкой по проемам согласно требованиям ТУ 37.001.1131—83; инструмент, средства защиты те же, что и при снятии деталей, дополнительно штангенциркуль ШЦ-Г, навесить крыло и подогнать его по зазорам и выступанию с сопрягаемыми поверхностями согласно требованиям
ТУ 37.001.1131—83 отгибанием фланцев и рихтовкой сопрягаемых деталей кузова (штангенциркуль, рихтовочный инструмент и средства защиты см. выше);
закрепить крыло по месту быстродействующими клещами типа 02.7814—4041, 02.7814—4042; средства защиты — см. операцию 1;
снять временно установленные переднюю дверь, капот или крышку багажника (инструмент и средства защиты те же);
разметить отверстия на фланцах (кромках) сопрягаемых деталей кузова по имеющимся отверстиям в крыле, используя кернер типа ГОСТ 2310—77 и названные средства защиты;
снять крыло для окраски (средства защиты те же);
просверлить отверстия на фланцах (кромках) сопрягаемых деталей по выполненной разметке, для чего использовать пневмо-дрель типа ИП-1011, сверла диаметром 2,5; 5 и 6 мм и те же средства защиты;
нанести грунт типа ГФ-073 (ТУ 6-10-876—75) на фланцы (кромки) сопрягаемых деталей кузова, применяя кисть типа КР-30, респиратор, емкость 10 л, перчатки;
нанести антикоррозионный материал типа БПМ-1 (ТУ 6.10.882—83) по плоскостям прилегания крыла к кузову, используя названные выше инструмент и средства защиты;
навесить крыло, переднюю дверь, капот или крышку багажника с подгонкой по зазорам и сопрягаемым поверхностям согласно требованиям ТУ 37.001.1131—83 (инструмент и средства защиты — см. операцию 1);
изготовить и установить между усилителем и задним крылом прокладку размером 50×500 мм из текстильно-битумных ковриков кузова; для этого применяют ножницы, клей 88Н П35 (ТУ 38-1-05-268—71), емкость 10 л и кисть типа КР-30, средства защиты те же, что и для операции 1;
закрепить крыло; крепежные детали подобрать по табл. 2.9 (рис. 2.17) для переднего крыла и табл. 2.10 (рис. 2.18)—для
а)восстановление кузова ваз методом полной или частичной замены деталейзаднего; использовать крестообразную отвертку, средства защиты для операции 1, а также ключ 8×10 типа 7811—0003.
4. Удалить следы мастики с лакокрасочного покрытия кузова
при помощи ветоши (ТУ 68-178-77—82), уайт-спирита; средства
защиты — см. операцию 3.
При окраске совместно с кузовом заменять крыло необходимо в следующей последовательности.
5. Отсоединить заменяемое крыло (см. операцию 1); подгото-
вить пластмассовое крыло к установке (см. операцию 2); временно
установить снятые детали кузова, повесить крыло, закрепить
его по месту; снять временно установленные детали, разметить
отверстия на фланцах (кромках) — сопрягаемых деталей кузова (см. операцию 3); просверлить различные отверстия (см. операцию 3).
Снять крыло (средства защиты — см. операцию 1).
Нанести грунт типа ГФ-073 на фланцы сопрягаемых деталей (см. операцию 3); повесить крыло, переднюю дверь, капот и крышку багажника, закрепить крыло (см. операцию 3).
Приварить усилитель крыла по месту, предварительно подложив противошумную битумную прокладку (ТУ 38-10-5924—80) размером 50×200 мм; для этого применяют полуавтомат типа А-547У, «Свап-01» или «Кемпомат-1630», проволоку 0,8 Св-08ГС-0 или Св-08Г2С-0, щиток сварщика типа НН-Э-105, перчатки типа ТУ 17 РСФСР 5248—71; режим сварки выбирают в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации сварочного полуавтомата.
Подготовить и окрасить кузов в соответствии с требованиями ТУ 37.001.1131—83.

Выполнить антикоррозионную обработку.
Предъявить кузов ОТК.
Ремонтировать наружную арку заднего колеса можно правкой, а также частичной или полной заменой. При этом необходимо предварительно снять и после ремонта кузова установить узлы и детали, препятствующие выполнению рихтовочных, сварочных и окрасочных работ.